Что такое Customer journey map

«Почему на концерт пришло так мало зрителей?», «Зачем посетитель сайта два часа наполнял корзину, а потом закрыл вкладку и не вернулся?» – если подобные вопросы возникают, необходимо представить себе полный путь клиента к товару или услуге. В этом поможет визуализация клиентского опыта взаимодействия с компанией, или Customer journey map (карта пути клиента, CJM). Информация, полученная с помощью CJM, позволяет лучше понимать потребности потенциальных покупателей, повышает качество обслуживания, а значит, способствует конверсии и удержанию клиентов.

Для чего используют метод CJM

Компании продают, клиенты покупают, но, чтобы понять, для чего используется метод customer journey map в b2b и b2c маркетинге, нужно осознать, что между получением рекламной рассылки, т.е. знакомством с продуктом, и самой покупкой может быть много «остановок», которые влияют на дальнейший путь клиента и должны отражаться в customer journey map.

Визуализированный процесс позволяет компании тщательнее продумать коммуникацию, продвижение и эффективные продажи продукта. Однако, точное отображение карты пути клиента может быть затруднено, поскольку карту customer journey map редко можно представить как линейный маршрут из точки А в точку Б. Для потребителя скорее характерна модель циклических, многоканальных движений. Поэтому методы визуализации могут быть разными: от стикеров на стене зала заседаний, до электронных таблиц Excel и инфографики.

Как выглядит CJM

В customer journey map всегда отображается:

1

Процесс покупки

Перечислите все этапы со стороны вашей компании, через которые, как предполагается, должен пройти клиент. Например, у него должен быть доступ в сеть, он должен посетить вашу онлайн-платформу и т.д.

2

Действия клиента

Для этого элемента customer journey map опишите действия клиента. Например, он может посмотреть презентацию онлайн, посоветоваться с друзьями, затем разными способами совершить покупку – на карте пути клиента важно указать все ответвления.

3

Эмоции

Ваши клиенты решают свою проблему, а это подразумевает эмоциональный ответ. На каждом этапе взаимодействия они могут испытывать как счастье, так и тревогу. Добавив эти реакции на карту, вы облегчите себе управление эмоциональным откликом клиентов, чтобы сгладить негативные моменты.

4

Болевые точки/барьеры

Негативная эмоция означает болевую точку или барьер, которые ее вызывают. Учитывайте их при составлении customer journey map, это поможет выявить и проработать «проблемные» этапы.

5

Решения

Проведите мозговой штурм и найдите способы улучшения процесса покупки, чтобы клиенты сталкивались с меньшим количеством болевых точек и барьеров, а упоминание вашего бренда вызывало только положительные эмоции.

Чем отличается CJM от воронки продаж

В методе воронок продаж вы видите посетителей как лидов, а лидов – как клиентов, концентрируясь на таком переходе, в то время как построение customer journey map – это более широкое представление пути клиента. Здесь важнее понять, как ваша целевая аудитория узнает о вашем бизнесе, что ее интересует, когда и почему она принимает решение что-то купить.

В некотором смысле, путь клиента – это более детальное изображение вашей воронки продаж, которая отвечает за базовые ориентиры, но для создания эффективной маркетинговой системы необходимо более глубокое видение. Таким образом, CJM и воронки продаж не исключают друг друга, а могут эффективно дополнять. Они дают наглядное представление, где и как нужно сосредоточить свои усилия, чтобы окупились вложения в маркетинг.

Как составить customer journey map

Работать с CJM можно по-разному, но есть базовые моменты, без которых не обойтись. 

1

Постановка цели.

Прежде чем приступить к созданию карты, необходимо спросить себя, зачем вы ее создаете. Исходя из этого, вы, возможно, захотите создать персону/аватар вымышленного, усредненного покупателя. Чем больше у него характеристик, тем отчетливее ваше представление о его целях.

2

Проработка персоны/аватара.

Отличным способом получения обратной связи от них являются анкетирование и тестирование. Главное – не додумывать за реальных клиентов, а обращаться к ним напрямую.

Примеры вопросов, которые можно задать:

• Как вы впервые узнали о нашей компании/сайте?

• Почему вы приобрели этот товар/услугу именно у нас?

• Случалось ли, что вы взаимодействовали с нашим сайтом с намерением совершить покупку, но потом решили этого не делать? Если да, то что повлияло на такое решение?

• Оцените, пожалуйста, по шкале от 1 до 10, насколько удобен наш сайт?

3

Типирование покупателей.

Персон/аватаров может получиться очень много. Если увлекаться деталями, вплоть до каждого id посещения, карта потеряет наглядность. При создании первой карты лучше выбрать наиболее типичную персону/аватар и рассмотреть путь при первом взаимодействии с компанией. Для остальных лучше составить отдельные карты.

4

Перечисление точек контакта.

Получив обратную связь от реальных клиентов, вы должны перечислить все актуальные и потенциальные точки контакта с ними. Помимо непосредственной точки продажи это могут быть:

• соцсети

• реклама по телевизору или в интернете

• Email-маркетинг

• отзывы или упоминания на сторонних площадках

5

Определение ресурсов.

Важно провести инвентаризацию как имеющихся, так и необходимых в будущем ресурсов, ориентируясь на развитие уровня обслуживания клиентов. Используя свою карту, вы можете обратиться к руководству с предложением инвестировать в новые проекты.

6

Прохождение пути клиента.

Весь процесс составления CJM остается теоретическим до тех пор, пока вы сами не попробуете проследить путь каждой из ваших персон/аватаров. Лишь таким образом можно выявить, где потребности клиентов не удовлетворяются.

7

Внесение необходимых изменений.

Карта должна постоянно пересматриваться и обновляться. В процесс рассмотрения полезно вовлекать как можно больше сторон, чтобы не пропустить изменений в пути клиента.

Ошибки проектирования customer journey map

Если карта составлена неточно, результаты могут оказаться в лучшем случае пустой тратой времени, а в худшем – убыточной маркетинговой стратегией. Перечислим самые распространенные ошибки.

Создание карты на основе предположений, а не исследований с привлечением реальных клиентов.

Использование примитивной/единственной персоны/аватара.

Фокус на точках контакта без учета более широкого контекста.

Фокус на процессах компании, а не клиентов.

Невозможность привлечь к созданию карты представителей компании от всех подразделений на всех уровнях.

Отношение к CJM как к конечной цели, а не средству, которое нужно менять под актуальные нужды компании.

Как правильно оформить CJM

Ваш подход и цели при создании customer journey map могут быть разными. В зависимости от этого вы можете рассмотреть:

Текущее состояние, т.е. что сейчас делают, о чем думают и что чувствуют ваши клиенты при контакте с компанией.

Один день из жизни, т.е. что сейчас делают, о чем думают и что чувствуют ваши клиенты изо дня в день, независимо от того, контактируют они с компанией или нет.

Будущее состояние, т.е. что в будущем делают, о чем думают и что чувствуют ваши клиенты при контакте с компанией. 

Инструменты, которые помогут составить customer journey map

Внедрение в работу технологичных инструментов создания CJM, освоение разных шаблонов, может вывести маркетинговые бизнес-процессы на новый уровень, когда в создании элементов customer journey map участвуют не только сотрудники, но и сами клиенты. К специализированным сервисам относятся, например, Miro, Touchpoint Dashboard, а на более доступном уровне можно пользоваться Google таблицами, майнд-картами, рисованными диаграммами. При этом никакой самый эффективный шаблон customer journey map не поможет в составлении карты пути клиента, если не проделать предварительную исследовательскую работу. И наоборот, если иметь четкие цели и проработанную персону/аватар, вопрос, как составить customer journey map, не стоит даже при отсутствии компьютера – подойдут цветные стикеры и обычная стена.

Другие интересные статьи