Лучший способ научиться менеджменту — это практика. Но для начала стоит узнать немного теории.
Слово «менеджер» происходит от глагола «управлять», что означает брать под контроль. Существует множество толкований слова «менеджмент». В этой статье будут представлены 5 наиболее общепринятых определений этого термина.
1. Менеджмент — это область современной экономики, которая направлена на разработку, проектирование и развитие бизнеса. Стратегическое управление фирмой является важным фактором ее прогресса.
2. Менеджмент — это деятельность, которая манипулирует бизнесом. Если обобщить, процесс управления включает в себя использование последовательных шагов: от прогнозирования предстоящей деятельности, установления целей и разработки подходов к их достижению до оценки подлинного результата.
3. Достижение целей организации — вот что такое менеджмент, который осуществляется путем управления преобразованием ресурсов в желаемые результаты. Организационно-управленческая деятельность это наука, она исследует принципы управления и разрабатывать концепции по эффективному применению.
4. Менеджмент, как искусство управления, предполагает организацию интеллектуальных, финансовых и материальных ресурсов таким образом, чтобы производство осуществлялось наиболее эффективным образом. Этот вид управления подразумевает оптимизацию труда, стремление к финансовой выгоде, учет последних достижений и внедрение их в производственный процесс.
5. Менеджмент — это теоретическая область знаний, посвященная изучению правил и стандартов; это также практическое применение, направленное на разумное распределение человеческих или материальных активов. Различные интерпретации идеи «менеджмента» (которые могут быть усилены) не являются несовместимыми. Напротив, они взаимосвязаны и раскрывают многочисленные аспекты рассматриваемой идеи. Говоря простым языком, менеджмент — это искусство надзора и, руководства. Оно также подразумевает распределение задач, деление их на значимые и незначительные.
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.
Ни один историк не может точно определить, когда впервые появились основы менеджмента. Однако вполне разумно полагать, что менеджмент был частью общества с момента зарождения социального взаимодействия. Даже в самых примитивных обществах были люди, отвечающие за контроль и координацию деятельности сообщества. Древние менеджеры должны были следить за строительством жилищ, добычей пищи и защитой племени от хищников и соперничающих племен.
Примерно с 9000-10000 годов до нашей эры произошел переход от экономики собирательства к экономике производства, что принято считать началом управления. К 3000 году до н.э. в Древнем Египте была создана полностью функциональная государственная система с обслуживающим классом.
Менеджмент эпохи паровых машин впервые был подробно исследован в классических трудах по политэкономии британского ученого Адама Смита, где он впервые раскрыл систему взаимоотношений между работниками и управляющими.
Период интенсивного роста представлений об управлении послужил платформой для появления новых концепций, подходов и школ. Принято считать, что зарождение современного менеджмента произошло во время второй промышленной революции. Когда фабрики получили широкое распространение, возникла необходимость в единой системе управления большим количеством рабочих. Для этого были выбраны наиболее способные рабочие, которые представляли интересы руководства на рабочих местах — это и были первые менеджеры.
В современную эпоху решения, касающиеся управления, требуют оценки большого количества данных. Процесс управления является систематическим и может быть количественно оценен с помощью математических моделей. Различные подходы к управлению применяются в аспекте идей корпоративной этики.
Процесс менеджмента можно разбить на следующие этапы:
Суть успешного менеджмента заключается в особом внимании к отношениям с сотрудниками и внутрикорпоративным процессам, а также к внешним подрядчикам или заказчикам.
Главная задача менеджмента — организовать производство продукции, а также обеспечить прибыльность бизнеса и его устойчивые позиции на рынке. Говоря коротко, необходимо убедиться, что организация хорошо функционирует как внутри, так и снаружи.
Задачи, которые стоят перед менеджментом:
Объекты менеджмента относятся к различным аспектам организации, в которых применяются стратегии управления, такие как производство, продажи, финансы и персонал. Эти объекты группируются в иерархию. Объектом управления может быть отдел, департамент или каждый отдельный сотрудник.
Субъект. Концепция управления может относиться к человеку или группе лиц, которые были собраны вместе административными силами и выполняют цели организации. Короче говоря, каждый человек является объектом управления.
Субъектом менеджмента является сам менеджер. Уровень, на котором менеджеры осуществляют свои задачи, может меняться.
Разделение обязанностей. В любом бизнесе есть отделы, которые занимаются разными видами работ. Например, отдел продаж занимается продажами, а бухгалтерия отчетностью. У каждого из них своя сфера компетенции, но все они объединены общей целью. Управление разными юнитами в единой парадигме обеспечивает эффективность компании;
Принцип одного руководителя. Для предприятия крайне важно, чтобы во всех отделах был один руководитель, который отвечает за предоставление инструкций и указаний. Когда разные руководители отдают противоречивые приказы, это может привести к значительному снижению эффективности работы организации;
Соблюдение правил организации и поддержание дисциплины являются залогом ее успеха. Каждый сотрудник должен хорошо знать свои должностные обязанности и пунктуально их выполнять. Ответственность руководителя заключается в том, чтобы обеспечить выполнение сотрудниками своих функций, поощрять тех, кто демонстрирует результаты и наказывать тех, кто нарушает правила;
Необходимо делегировать полномочия для выполнения работы. Высший менеджмент должен быть ответственным за результаты и за персонал, который он назначил для выполнения работы;
Награда. Нужно признавать заслуги работников, демонстрирующих усилия, направленных на благо компании.
Инициатива и поддержание высокой мотивации. Предоставление сотрудникам возможности выдвигать собственные идеи поможет компании находить свежие решения.
Разбираем менеджмент, функции менеджмента и его категории. Что делает менеджер:
Таковы основные функции менеджмента.
Технологический менеджмент обеспечивает востребованность продукции предприятия и сохранение конкурентоспособности. Производством в данном определении может называться в том числе и сервис. А сервис-менеджер, это простыми словами, технолог своего сервиса.
Стратегический менеджмент. Управление системой предполагает долгосрочное планирование развития компании.
Финансовый менеджмент организации. Это управление финансовыми ресурсами компании. Сюда входит надзор за бюджетированием и денежными тратами. Финансовый аналитик отвечает за изучение расходно-доходной сферы предприятия, исследование его финансовой стабильности и формулирование эффективной финансовой стратегии.
Инвестиционный менеджмент. Менеджер привлекает инвестиции, составляя бизнес-планы и занимается поиском спонсоров.
Управление персоналом. Менеджер по кадрам ищет и обучает новых специалистов, при этом он никак не вмешивается в производственный процесс.
Международный менеджмент. Менеджер следит за внешнеэкономической деятельностью, отвечает за экспортно-импортные операции. Отвечает за экспансию на внешних рынках.
Рекламный менеджмент занимается продвижением продуктов или бренда. Главными в этом процессе выступают эккаунт-менеджеры. В научных кругах принято считать, что эккаунтинг-менеджмент это разновидность рекламного менеджмента.
Инновационный менеджмент отвечает за определение наиболее важных аспектов производственно-технологических операций компании. Сюда можно включить создание, внедрение и обновление продукции, а также изъятие из номенклатуры тех продуктов, которые утратили свою актуальность.
Система управления компанией является многоуровневой. Уровни дают представление о том, чем отличается менеджер от топ-менеджера.
Нижний. Охватывает работу исполнителей. Этот уровень управления доносит до исполнителей прямые указания начальников среднего звена.
Средний. Менеджеры среднего звена отвечают за воплощение в жизнь планов, намеченных высшим руководством. Они реализуют спущенные сверху директивы.
Высший. Руководители отвечают за разработку миссии, правил и стратегии компании. Они решают ключевые вопросы, включая запуск новых товаров, расширение рынка, взаимодействие с другими фирмами и государством. Говоря проще, топ-менеджмент это кто принимает ключевые решения.
Экономические методы. Играют ключевую роль в поощрении инициативных сотрудников и наказании тех, кто не выполняет поставленные перед ними нормативы.
Административные методы. Предусматривают систему наказаний и назначение ответственных за любые нарушения политики компании.
Психологические методы. Используются для культивирования позитивных отношений между членами команды. Становится все более популярной теория о том, что в компании нужно всеми силами насаждать атмосферу доверия и толерантности.
Кто такой менеджер, какие бывают функции менеджера и какими качествами он должен обладать:
Генри Форд
Пионер конвейерной системы, которая навсегда изменила облик современной индустрии и резко повысила производительность труда. Форд первым оценил значение маркетинга и проводил агрессивные маркетинговые кампании по продвижению своих автомобилей, которые в реальной жизни сильно уступали по качеству машинам конкурентов. Рекламные кампании и жесткий ценовой демпинг буквально принуждали покупателей выбирать именно Ford, не обращая внимание на малую надежность этих авто. Еще одной инновацией Форда стало материальное стимулирование рабочих — те, кто перевыполнял план, получали солидные премии. Также он одним из первых в США установил 8-часовой рабочий день и оплачиваемые отпуска для сотрудников.
Коносукэ Мацусита
Свой глобальный бизнес будущий основатель Panasonic, который мы теперь воспринимаем как глобального игрока в индустрии электроники и аудио-видеотехники, начал в юности с капиталом в жалкую сотню иен. Успех корпорации возник благодаря личным инновациям Мацуситы в области маркетинга и внутренней организации производства. Важным аспектом идеологии основателя являлась мысль о том, что стоимость компании равна стоимости ее человеческого капитала. До сих пор морально-этический менеджмент наиболее ярко практикуется именно в японских фирмах.
Билл Гейтс
Гейтс известен не только как создатель софтверного гиганта и производителя программного обеспечения, установленного практически на каждом компьютере, но и как автор монографии «Бизнес со скоростью мысли», где он раскрыл, как digital-технологии трансформируют традиционный бизнес и как они способствуют реализации нового типа управления, который он назвал «Производством сбережения».
Управление организацией представляет собой многоуровневую систему. Приведем пример: огромная фирма создает множество мелких подсистем управления, каждая из которых решает часть общей задачи. На глобальном уровне бизнес связывает частные задачи в рамках большой и координирует весь процесс. То есть, осуществляется управление всеми управлениями.
Разработка системы интеграции мелких процессов позволяет уберечь ее от хаоса и нескоординированности, что является основной функцией управления в организации.
Менеджмент в малом бизнесе сосредоточен на решении текущих проблем.
Классическая школа концентрировалась на производстве. Ее представители изучали, как устроены технологические процессы и как они влияют на текучку кадров. Это изучение проводилось с целью повышения производительности труда. Считалось, что производительность можно повысить,установив рациональные правила.
Административная. Изучала управление на макроэкономическом уровне вплоть до государства. Видным представителем этой школы был Анри Файоль, который наиболее полно определил место менеджмента в системе социально-экономических категорий.
Бихевиористская. Ее апологеты: Ренсис Лайкерт и Абрахам Маслоу. По их мнению, эффективность нужно повышать через мотивацию, используя «пирамиду Маслоу». Исходя из логических выводов бихевиористской школы, очевидно, что люди работают не за одни лишь деньги, но и за признание и вдохновение. Размер зарплаты может побудить человека отказаться от работы, однако не может повысить эффективность.
Эмпирическая школа. Эмпирическая школа в основном сосредоточена на изучении обязанностей и деятельности руководителя. Сторонники эмпирической точки зрения подчеркивают, что управленческий труд должен рассматриваться как уникальная и отдельная карьера, не похожая ни на какую другую. Сторонники этой школы полагают, что только два элемента делают управленческий труд уникальным: способность гармонизировать разрозненные ресурсы и необходимость сосредоточиться на долгосрочном будущем организации.
Точки роста теории менеджмента, которые сейчас активно изучаются: институциональное управление, мотивационное и технологическое управление.
В 90-х годах в нашей стране не было менеджмента. Управленческие навыки, которым обучали в тогдашних институтах, были недостаточны для рынка. В результате многим компаниям не удалось занять конкурентоспособную позицию и они были вынуждены закрыться. Только к началу 2000-х принципы управления в крупных фирмах стали больше соответствовать западным стандартам.
В сфере управленческих технологий и стандартов маленькие фирмы компенсировали скудное материальное положение своих сотрудников за счет имиджевой мотивации. Именно по этой причине название «менеджер» стало использоваться для любой профессии: менеджер по продажам или офис-менеджер. Но по сути, это были все те же продавцы или завхозы. Однако термин «продавец» прозаичен, поэтому их назвали менеджерами, чтобы привлечь дополнительным стимулом.
Раз в неделю мы будем присылать вам полезные материалы, подборку интересных кейсов и статей.