Время чтения: 10 минут

Время, когда семантические ядра приходилось собирать вручную, а креатив можно было сделать, лишь предварительно став гуру Photoshop’а, — давно прошли. Сегодня перед предпринимателем открываются бескрайние горизонты всевозможных сервисов, технологий, платформ. Как не запутаться в их многообразии, выбрать самые необходимые и заметно облегчить рабочие процессы внутри компании?


Сегментируем сервисы по направлению

Маркетолог Ахтам Юнусов квалифицирует все сервисы, исходя из того, к какому рабочему процессу они относятся.

Ахтам Юнусов

Для меня любой современный бизнес, будь это B2B или B2C, состоит из 3 фундаментальных направлений, в которые встраиваются все остальные процессы, как ветки на деревьях. Это:

  • производственные процессы;
  • юридические процессы;
  • маркетинговые процессы.

В каждом из них предприниматель может использовать определенные инструменты.
В первом направлении стартапу нужно позаботиться о качественной реализации производственных процессов, будь это изготовление продукции или оказание услуги, разработка или продажа. Для этого стартапу необходимы: сырье, источники знаний (если это интеллектуальные услуги), команда производителей, слаженный менеджмент, чтобы данные процессы функционировали эффективно и своевременно. Помочь стартаперу в данных процессах могут:

  • специальные тематические онлайн-площадки и форумы, где чаще всего имеются ответы и решения на профессиональные вопросы бизнеса, ссылки на маркетплейсы с поставщиками сырья и других расходных материалов. На начальном этапе чаще всего хватает и досок объявлений: avito.ru, youla.ru, чат-групп в Telegram и соцсетях;
  • CRM-системы, планировщики и онлайн-редакторы документов для управления продажами, проектами и задачами, а также для ведения обычных операционных задач. Это Google Документы (таблицы, формы, презентации), B24 («Битрикс 24»), Trello, «1С Битрикс», «Планфикс», «Мегаплан», Adesk, amoCRM.

Во втором направлении процессов стартапу необходимо подготовить для себя юридическую защиту и регламентировать условия взаимодействия с рынками и клиентами. Здесь в помощь идут: kpd.garant.ru, consultant.ru — конструкторы различных договоров и документов; «Моё дело» — сервис для ведения бухгалтерского, налогового и кадрового учета; МБМ — всесторонняя поддержка предпринимателей от правительства Москвы.

Третье направление процессов — это все, что облегчит жизнь маркетологу: от сервисов для брендинга (фирменный стиль) до инструментов аналитики и автоматизации маркетинга.

Брендинг и упаковка: Genlogo, logaster — конструкторы логотипов, названий и даже фирменного стиля. Canva, Easelly, Crello — конструкторы для разработки дизайна. Creatium, Tilda — для разработки сайтов.

Контекстная реклама: Яндекс.Директ, Google Adwords, Promopult.
Таргетированная реклама: VK, TikTok, MyTarget. и другие соцсети
Инструменты аналитики: Яндекс.Метрика, Google Analytics, для более масштабных проектов сквозная аналитика (CoMagic).
Инструменты исследования спроса и предпочтений целевой аудитории: Yandex Wordstat, Google Trends, Яндекс.Аудитории, LiveDune.
Автоматизация, управление: amoCRM, Yclients, Bitrix.


От написания интерфейсов до создания живых презентаций

Алиса Денисова

Наша команда постоянно работает с множеством предпринимателей, которые продают услуги, товары, являются экспертами в разных областях. Все они используют разные сервисы для своего бизнеса. Мы и сами применяем в работе различные технологии, сервисы и приложения. Расскажу подробнее о самых весомых, на мой взгляд.

Signum.ai — мегакрутой стартап, который собирает базу для таргетированной рекламы или аутрич-работы (рассылок в разных каналах). Всеми секретами не будем делиться, но технология ребят из «Сигнум» прилично экономит бюджет на таргет. Большинство заказчиков у них зарубежные, а на российском рынке услугами пользуется не так много людей.

Figma — конечно, без дизайна не обойтись, а осваивать профпрограммы, чтобы отслеживать дизайн, принимать работы и формировать креативы, не хочется. По факту выглядит сложно — интерфейс, все на английском. Но при небольшом погружении оказалось все очень просто. Лучше один раз освоить и освободить кучу времени. Тем более функционал там всегда можно расширить, а трат на использование минимум (или нет вообще).

Что еще используем: Raddy (наш собственный сервис), чтобы найти исполнителей на оригинальные услуги; Prezi для создания презентаций с анимацией. И классику для контента: Instories, Cap Cut.


Олег Крупенко

И начинающим стартапам, и действующему бизнесу как воздух необходимы системы коммуникации. С групповыми проектами прекрасно справляется Slack. Всем известный Zoom — видеоконференции самый главный инструмент в наше время. Как ни странно, я бы рекомендовал для обмена сообщениями Telegram. Быстро и удобно, если изначально сформулировать ключевые теги, папки у себя в телефоне.

Хороша Figma, которая вобрала в себя решения всех насущных проблем работы над проектами и презентациями, например, она удобна инвесторам. «Фигма» призвана помогать команде быстро и комфортно работать над визуалами от интерфейсов до презентаций.


Аналитика для международного бизнеса

Виктор Попов

Последние 5 лет я занимался международным маркетингом в странах Юго-Восточной Азии, нанимая на работу и обучая команды маркетологов в 5 странах. В процессе работы я и моя команда «набивали шишки» и получали опыт не только в продвижении, коммуникации с клиентами, достижении нужных KPI, но и в использовании различных сервисов для бизнеса.

Ниже я опишу наиболее интересные сервисы и варианты их применения.

  1. Google Analytics — пожалуй, самый известный сервис аналитики, а также часть экосистемы для маркетологов. Идеальной связкой будет установка на сайт Google Tag Manager, двух версий Google Analytics (Universal + GA4), а для визуализации — Google Data Studio.

    Весь набор бесплатный, а огромное количество статей и инструкций поможет сделать правильные настройки.

  2. Не доверяете «Корпорации добра» или тяготеете к более кастомизируемым системам? Тогда стоит присмотреться к Metabase (решение open source бесплатно, но потребует собственного сервера и силы команды IT для установки и кастомизации) или Matomo Analytics (ex-Piwik, переживающий второе рождение в связи с введением GDPR. Версия для установки на собственные сервера бесплатна).
  3. Сервис продуктовой аналитики Amplitude отлично подойдет маркетологам, которые работают с вебом и мобайлом, хотят видеть пересечение аудиторий и продуктовые метрики. Как и GA4, Amplitude — это решение event-based. А это значит, что еще до начала работы вам потребуется прописать карту целей и событий, которые вы будете анализировать, а затем отдать ее программистам на внедрение.
  4. Работаете только с мобилкой? Тогда смело ставьте аналитику от Appsflyer. Он может показывать переходы из рекламы мобильного приложения в установки и далее по воронке продаж внутри аналитической системы.

С заменой аналитики от Яндекс.Метрики разобрались. А что делать с анализом форм и поведения пользователей (Яндекс.Вебвизор)?

Если кратко, то ответ — платить. К сожалению, я не нашел достойной бесплатной замены «Вебвизору».

  1. Hotjar и CrazyEgg — сервисы по визуализации поведения пользователей на сайте (тепловые карты, карты кликов, движения мыши, скроллов), а также записи экранов. В связи с введением GDPR многие данные форм теперь скрыты от просмотра («замылены» или превращаются в звездочки), но сервисы все еще можно отнести к must have на этапе запуска и тестирования веб-сайта/продукта. Цена — от $49/99 в месяц.
  2. Mousestats я бы охарактеризовал как «сервис, о котором знают единицы». И не только в России.
    Тем не менее это довольно простой в установке и эффективный инструмент маркетолога. Помимо тепловых карт, записи экранов и опросников, сервис предлагает аналитику форм. А это значит, что вы сможете с довольно большой вероятностью сказать, с какого конкретно поля вашей формы заявки уходят пользователи.

Потребность в аналитике закрыли, пора автоматизировать остальные направления.

  1. Для e-mail-маркетинга у нас хорошо работала связка MailChimp и Mandrill. Первый для маркетинга, второй — для транзакционных сообщений. Хотя если нужно сократить бюджет, то Mandrill превращается в полноценный инструмент маркетинговых рассылок (но с ограниченной аналитикой).
  2. Push-уведомления в приложении можно настроить через FCM (инструмент Firebase).
  3. Для поддержки пользователей в социальных сетях (customer support) используются чат-боты. Некоторые соцсети предлагают собственное решение для создания чат-бота со скриптами вопросов/ответов, но, если вам нужен более функциональный бот, стоит изучить возможности Chatfuel и Manychat. Стоимость обоих начинается от 15 долларов в месяц.

Это далеко не полный список, однако от него можно оттолкнуться. Конечный выбор инструментов во многом зависит от направления и целей проекта. Ну и от бюджета, конечно.


Итого: что и зачем использовать

Подытожим все вышесказанное нашими экспертами и составим полный список возможных инструментов.

  • Для командной работы: Trello, Slack, Telegram, Google Docs, TeamViewer, Worksection, «Битрикс 24», «1С Битрикс», «Планфикс», «Мегаплан», Adesk, amoCRM, Zoom, Figma.
  • Документооборот: kpd.garant.ru , consultant.ru, «Моё дело», МБМ.
  • Маркетинг и реклама: Genlogo, logaster, Canva, Easelly, Crello, Creatium, Tilda, Яндекс.Директ, Google Adwords, Promopult, VK, TikTok, MyTarget, Signum.ai, Prezi, Instories, Cap Cut.
  • Инструменты аналитики: Яндекс.Метрика, Google Analytics, CoMagic.
  • Инструменты исследования спроса и предпочтений целевой аудитории: Yandex Wordstat, Google Trends, Яндекс.Аудитории, LiveDune.
  • Автоматизация, управление: AmoCRM, Yclients, Bitrix.
  • Для аналитики на международном рынке: Metabase, Matomo Analytics, Amplitude, Appsflyer, Hotjar и CrazyEgg.
  • Для e-mail-маркетинга: MailChimp и Mandrill. Push-уведомления — инструмент Firebase. Для поддержки пользователей в социальных сетях чат-боты Chatfuel и Manychat.




Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Содержание: