Как фитнес-индустрия готовится к оттепели: онлайн-тренировки, спортивные марафоны и аренда оборудования

23 Апреля 2020
Время чтения: 10 минут
logo

Фитнес входит в список отраслей, больше всех пострадавших от карантина. Эксперты строят неутешительные прогнозы: за апрель могут исчезнуть 30 % компаний. Мы пообщались с теми, кто находится на передовой, и узнали, как фитнес-студии и спортивные школы выходят из ситуации сейчас. Большинство перешло в онлайн временно, а кто-то увидел в этом перспективы и собирается выйти на западный рынок или зарабатывать на приложениях с записью занятий.

Мы поговорили с основательницей школы балета Grand Jete, руководителем сети студий персонального тренинга «ЛАЙТ», директором по фитнесу сети X-Fit и представителем ГБУ «МГФСО» Москомспорта.


Всё ли так плохо, как кажется?

Вот что говорят эксперты:

Алеся Макаревич
Алеся Макаревич, основатель и руководитель школы балета Grand Jete

Наша школа, как и все, оказалась в очень тяжелой ситуации. Аренду, коммуналку, зарплату педагогам нужно платить, а доходов совсем нет. Решили сразу перевести учеников на онлайн-обучение.

Прирост новых клиентов составил только 1 %. Из старых не все захотели переходить на онлайн-занятия. Более точно можно сказать так: в Марокко, где занятия были оплачены на 2 недели вперед, онлайн-тренировки посещали 90 % учеников. А уже новых оплат стало на 80 % меньше. Другая ситуация в Минске — на оплаченные онлайн-занятия перешли 85 % учеников. Данное расхождение можно отнести скорее к культурным особенностям стран.

В целом прибыль упала более чем на 80 %. Это только предварительные подсчеты. Думаю, что она будет еще больше падать в следующем месяце.

Олег Воробьев
Олег Воробьев, руководитель информационного направления ГБУ «МГФСО» Москомспорта

Среди воспитанников ГБУ «МГФСО» Москомспорта — победители и призеры олимпиад и чемпионатов мира: сестры Аверины, Артур Далалоян, Софья Великая и многие другие спортивные звезды. Одновременно мы оказываем спортивно-оздоровительные услуги населению.

Эпидемия коронавируса серьезно ударила по всем игрокам индустрии фитнеса. Мы не исключение. Более того, мы являемся учреждением города Москвы, поэтому одними из первых выполнили указания городских властей и приостановили работу наших спорткомплексов.

Ирина Троска
Ирина Троска, директор по фитнесу сети X-Fit в России

Первое, что мы сделали, это заморозили карты клиентов московских и подмосковных клубов. Падение прибыли исчисляется миллионами еженедельно. Клубы закрыты, основная деятельность в стопе, так что это закономерно.


Что делать? Основные решения

Самое главное в текущих условиях — сохранять контакт со своей аудиторией и попытаться наладить хоть какой-то доход.


1. Онлайн-тренировки

Это самый логичный выход из сложившейся ситуации. Наиболее популярные платформы для проведения видеоконференций — Zoom, YouTube, Proficonf, Google Hangouts, Appear.in и старый добрый Skype.

Алеся Макаревич, основатель и руководитель школы балета Grand Jete

Для русскоговорящих клиентов мы разработали программу онлайн-занятий через ZOOM-платформу с возможностью во время и после занятий задавать вопросы тренеру и контролировать правильность выполнения упражнений. Классы, как и в офлайне, разделены по уровню подготовки и количеству занимающихся (не более 5–6 человек). Видео в ZOOM регистрируется, и можно наблюдать, как ученица через неделю, например, выполняет экзерсис. Конечно, индивидуальные занятия, по сравнению с групповыми, намного эффективнее.

Занятия онлайн у нас дешевле на 15 %, чем обычный абонемент в зале. Минусы онлайн-формата: еще недостаточно профессиональных курсов, нет физического контакта с тренером. Непонятно, как можно репетировать танцевальные постановки.

Многие люди занимаются со своими тренерами уже не первый год. И сейчас особенно важно поддерживать связь клиентов с их наставниками.

Ирина Троска, директор по фитнесу сети X-Fit в России

Мы запустили онлайн-тренировки по самым популярным программам, включая форматы запатентованной системы Smart Fitness. Уже сейчас можно дистанционно встретиться с любимыми тренерами X-Fit: зайти на официальный канал в YouTube и позаниматься по программам Body&Mind, Atletica, X-Total PRO, Low Cor, Intro, Street Fhight, Dance Mix, Pilates и Yoga.

Тренировки

Тренировки проходят на площадке YouTube на официальном канале клуба

Тренировки доступны как в прямом эфире, так и в записи — трансляция ведется из X-Fit Парк Победы. Другие московские клубы также организуют собственные прямые эфиры в своих аккаунтах в Instagram. Одно из преимуществ такого формата: присоединиться к эфирам могут жители и Москвы, и других городов — записи открыты для всех желающих.

Помимо запуска онлайн-платформы, мы предлагаем нашим клиентам и другие форматы. Например, персональные тренировки с помощью видеосвязи.

Антон
Антон Лугинин, «Высшая школа карате "Панда"», Екатеринбург

Когда объявили выходную неделю, мы были уже готовы к этому и сразу перевели остальных учеников на онлайн-режим. Сохранили таким образом 60 % наших клиентов, оставшиеся либо не имеют технической возможности заниматься онлайн, либо им не подошел формат. Мы договорились не платить аренду на период так называемых каникул, сделали скидку 35 % на абонементы для своих учеников и стали продавать записи онлайн-тренировок в другие города по сравнительно невысокой на рынке цене 390 рублей за неделю.

Каратэ

2. Марафоны

Помимо онлайн-тренировок, сохранять коммуникацию с клиентами помогают марафоны — комплексы из тренировок и специально разработанных программ питания. Как правило, занятия рассчитаны по дням и контролируются тренером. Он же оказывает поддержку всем участникам, что позволяет создать некое сообщество и легче достигать поставленных целей.

Ирина Троска, директор по фитнесу сети X-Fit в России

С этой недели мы запустили серию фитнес-марафонов различной тематики: за 7 дней клиентам предлагается пройти интенсивный курс, включающий ежедневную программу тренировок, мотивацию со стороны тренера и, конечно, рекомендации по питанию и ЗОЖ. Оценить эффективность данной активности пока сложно, так как, повторюсь, это новая услуга. Основное для нас сейчас — сохранять коммуникацию с клиентами и создать фитнес-комьюнити X-Fit.

Марина Атякшева
Марина Атякшева, владелица и руководитель студий «ЛАЙТ»

Сейчас мы, как и многие, переводим клиентов в онлайн. Столкнулись вот с чем:

  • Групповые видеозвонки не очень удобны. Изображения клиентов слишком маленькие, и нет возможности уследить за всеми.
  • Персональные видеозвонки занимают очень много времени и сил.

Поэтому пока работаем в режиме марафонов с видеоуроками и чатом, где персонально отвечаем на вопросы каждой клиентки. Но по сравнению с тренировками в студии даем больше: к тренировкам прибавили бесплатное ведение по питанию, упражнения для осанки.

3. Дополнительные решения: продажа спортивного питания, доставка еды, аренда оборудования

Что еще предпринять фитнес-центру, чтобы оставаться на плаву? Например, если в центре работал ресторан здорового питания, можно наладить доставку готовых блюд. Магазин спортивного питания может трансформироваться в интернет-магазин на время карантина, а сам фитнес-центр — начать сдавать оборудование в аренду.

Ирина Троска, директор по фитнесу сети X-Fit в России

На период самоизоляции мы ввели новую услугу — аренду фитнес-оборудования. Теперь клиенты, которые предпочитают, например, кардио на эллипсе, могут легко получить желаемый инвентарь прямо к себе домой.

Маркетинг и реклама

Конечно, закрытие клубов не могло не повлиять на общую маркетинговую стратегию компании. Мы узнали у экспертов, как они ведут рекламу во время кризиса и как в целом переход в онлайн повлиял на их доходность. Можно ли фитнес-центру в итоге зарабатывать в онлайне или нет?

Ирина Троска, директор по фитнесу сети X-Fit в России

В маркетинге перемены глобальные. Мы полностью отказались от наружной рекламы, практически полностью сократили digital-продвижение. Связано это с тем, что все платежи заморожены из-за отсутствия прибыли. Из маркетинговых каналов остались соцсети, а также мы активно развиваем партнерские проекты.

Групповые тренировки в онлайн-формате отлично воспринимаются аудиторией, о чем говорят просмотры, которых за три недели более 100 тысяч. Но это в большей степени сервисная поддержка клиентов, а не монетизация.

Если же говорить о персональных тренировках в дистанционном варианте, то спрос минимален: русские люди не привыкли к таким решениям, они с неохотой соглашаются на экспериментальные для себя формы тренинга и, что немаловажно, в данной экономической ситуации предпочитают придерживать средства — не тратить деньги, поскольку неясно, что будет дальше. Всё это в совокупности дает такую картину: пока зарабатывать на онлайне не удается.

Алеся Макаревич, основатель и руководитель школы балета Grand Jete

О наборе новых групп объявления не даем и не планируем до августа. На 2 дня дали в Instagram рекламу, что проводим онлайн-занятия. Но откликов немного. Возможно, что люди и деньги экономят, и не привыкли заниматься онлайн. Но если говорить про расчет стоимости привлечения клиента, то на удивление цена оказалась ниже: 1 клиент стоит 1 евро. Но учитывая, что реклама шла всего 2 дня, измерение может быть ошибочным.

Что мы планируем сделать в будущем? Запустим программу на французском для французскоязычных жителей из Европы. Запустим подготовку для поступающих в хореографические училища. Ситуация меняется, и в зависимости от того, сколько продлится карантин, будем либо формировать группы на лето, либо ждать августа. Ситуация у всех частных школ танцев не очень хорошая, особенно для тех, кто, как и мы, снимают помещения в аренду, а не берут помещения в субаренду с оплатой за час.

Антон Лугинин, «Высшая школа карате "Панда"», Екатеринбург

Мы попросили родителей делать фото- и видеоотчеты о проведенных тренировках, чтобы показывать нашим потенциальным ученикам, насколько разносторонними и эффективными могут быть занятия в домашних условиях. Хорошим промо послужили посты у популярных мам Instagram, причем некоторые из них делали бесплатно целые подборки полезных услуг на период карантина в своих сторис, и мы, конечно же, старались попадать в эти топы.

Находим во всем плюсы и качаем пресс клиентскую базу 💪

Да, кризис — тяжелое время, но это еще и точка роста. В любой ситуации можно (и нужно) видеть не только негативные стороны, но и преимущества.

Олег Воробьев, руководитель информационного направления ГБУ «МГФСО» Москомспорта

Главным открытием для меня стало то, что во время карантина спортом в некотором смысле стали больше интересоваться. Хотя это парадокс. Дело в том, что спортсмены в нашей стране не являются медийными звездами, если не считать футбол и хоккей. Коронавирус в некоторой части изменил эту ситуацию. Сейчас мне каждый день поступают заявки на интервью с тем или иным спортсменом. Телеканалам нужны герои для рубрик по тренировкам дома.

Антон Лугинин, «Высшая школа карате "Панда"», Екатеринбург

Несмотря на весь происходящий коллапс в городе и стране, наша прибыль выросла в среднем на 30% по сравнению с предыдущими месяцами работы, плюс у нас появилось новое направление (продажа записей видеотренировок — прим. ред.), которое приносит нам определенный доход и которое мы планируем дальше развивать. На следующей неделе запускаем более масштабную кампанию по продаже онлайн-абонементов наших тренировок, а в дальнейшем создадим сайт и приложение, заточенное на видеотренировки.

Какие есть преимущества в сложившейся ситуации и как их использовать? Теперь можно не ограничивать число участников марафона или онлайн-занятий, поэтому ничто не мешает привлекать на тренировки больше людей.

Расширяя клиентскую базу, заранее позаботьтесь о ее ведении, чтобы вся информация осталась у вас и после карантина вы могли предлагать свои услуги уже теплой аудитории. Удобнее всего вести учет клиентов с помощью CRM «1C: Фитнес клуб». В CoMagic есть нативная интеграция с данной CRM-платформой. Благодаря ей нужные данные связываются между собой: можно видеть, какой рекламный канал привел обращение и что было дальше с этим лидом — стал он членом клуба или нет, какую тренировку посетил, сколько раз, когда заканчивается его абонемент, что можно предложить ему дополнительно и т.д.

Выводы

Для любого спортивного учреждения сейчас самое главное — удержать старых клиентов и попытаться привлечь новых на свои онлайн-платформы.

Оставайтесь в диалоге с вашими клиентами: отвечайте на вопросы, публикуйте полезный контент в соцсетях, мотивируйте на спорт и заботу о своем здоровье. Выживание теперь зависит только от готовности действовать — подстраиваться под текущие реалии, меняться и улучшаться.



(2)
5/5
Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Вы эксперт в
интернет-маркетинге?

Опубликуйте материал в нашем блоге

Содержание:
Будем на связи!