R, Python, JavaScript или… Excel? Что учить интернет-маркетологу для профессионального роста

26 Апреля 2019
Время чтения: 11 минут
5 4 15

Мир ускоряется, технологии развиваются, конкуренция возрастает. Чтобы оставаться востребованными на рынке труда, интернет-маркетологи активно осваивают языки программирования. Мы задали экспертам вопрос: какой язык для изучения выбрать интернет-маркетологу? Или вполне можно обойтись старым добрым Excel?

На смену I-специалистам (узконаправленным, высококвалифицированным только в одной области) растет спрос на так называемых T-shaped-специалистов, которые глубоко разбираются в одной сфере и поверхностно в смежных. Так, автор текстов учится создавать визуалы для своих статей в Photoshop, специалист по контексту осваивает азы SEO, SMM и Programmatic, а маркетолог — языки программирования.

— Валентин, зачем современному маркетологу учиться программировать?

Для этого могут быть разные причины:

  1. Это может быть просто интересно и полезно для саморазвития. В этом плане изучение программирования можно сравнить с любым другим хобби, когда ты можешь сделать что-то своими руками и получить от этого удовольствие.

  2. Ты можешь начать писать простейшие скрипты для решения определённых рутинных задач. Что важно, ты начнёшь видеть возможности для автоматизации в своей повседневной деятельности — произойдёт небольшой «разворот мозга» в сторону того, как можно увеличить эффективность работы в том или ином направлении.

  3. Ты получишь возможность разговаривать с разработчиками «на одном языке» и как минимум реалистично оценивать сроки решения тех или иных задач по разработке.

  4. Ну и может быть, программирование так понравится и «затянет», что в какой-то момент придёт решение сменить область деятельности или запустить свой стартап. Кстати, сфера маркетинговых технологий в плане стартапов очень перспективна.

— Какой язык в этом случае советуете освоить?

Я являюсь адептом Python и рекомендую для начала изучать именно его. Говорят, что Python is the second best language for everything, это означает, что, возможно, для какой-то конкретной задачи найдётся язык программирования, который подходит лучше, однако в целом Python достаточно универсален, чтобы его можно было использовать для всего.

Тем более для целей аналитики или создания приложений в сфере machine learning Python действительно подходит лучше всего. Ну и наконец, язык этот достаточно простой и многими признаётся как лучший первый язык программирования для начинающих.

Сегодня знание языка программирования не является обязательным требованием к маркетологу, но даёт большое преимущество и прибавку к стоимости на рынке труда. В связи с тем что все стремятся к автоматизации всего, в ближайшем будущем программирование станет обязательным навыком для интернет-маркетологов. В моей практике уже был случай, когда веб-аналитика вытеснил язык R.

Выбор языков программирования, направленных на работу с данными, достаточно велик, но наиболее популярными являются R и Python. В интернете можно найти множество дискуссий на тему, какой из них лучше, но в большинстве случаев все эти споры бессмысленны. Примерно так же, как споры о том, какой цвет красивее —  синий или зелёный. Я могу сказать следующее: лучше хорошо знать один из языков программирования, чем несколько, но поверхностно.

Мы в Netpeak активно используем язык R для автоматизации сбора данных из всевозможных рекламных и аналитических систем и дальнейшего их использования при рассылке различных информационных дайджестов и визуализации данных в BI-системах. Но вариантов применения программирования в интернет-маркетинге достаточно много: от быстрого разведочного анализа и визуализации данных до больших маркетинговых исследований и внедрения алгоритмов машинного обучения.

— Надо ли маркетологу сегодня учиться программировать?

Нет, не надо.

— Спасибо, Сергей. Вопросов больше нет. :)

Я считаю, что программирование — это отдельная профессия, никак не связанная с маркетингом. Маркетолог должен хорошо разбираться в новых инструментах аналитики и прочее, а чтобы работать с данными быстрее и эффективнее, достаточно уверенного владения Excel и Power BI.

Учиться программировать по-настоящему маркетологу нужно тогда, когда он задумался о смене профессии. :) Но если говорить серьезно, ему достаточно будет владеть разметкой HTML, знать Python и PHP.

Зачастую у маркетологов появляются задачи, связанные с анализом данных или получением информации, в этом случае огромным плюсом и своего рода ускорителем будет выполнение рутинных задач с помощью простых языков программирования. Еще одна причина — необходимость внесения экстренных правок на сайтах. Чтобы не ждать, пока освободится штатный программист, маркетолог может самостоятельно исправить, убрать или добавить необходимые элементы.

Самый оптимальный язык для программирования — Python. Он был разработан для студентов и имеет элементарный синтаксис, поэтому его легко запомнить, он интуитивно понятен даже для неспециалиста. Основными преимуществами являются его простота, быстрое и несложное обучение, огромное количество готовых библиотек, довольно высокая скорость выполнения операций.

Одна операция в Python и Java

По моему опыту, программирование больше помогает в области анализа маркетинговых данных для поиска закономерностей или сложных артефактов.
Второе применение — это парсинг цен и других важных показателей у конкурентов. Возможно, парсинг групп и аудиторий в ВК и т.д.

Какие языки можно рассмотреть:
Python — для анализа данных, построения отчетов и парсинга.
JavaScript — для отправки данных в аналитические системы.

Преимущество JS: упрощает понимание логики работы с данными и помогает настраивать более сложный стриминг событий. Преимущества Python: обработка больших данных, устранение семплирования данных (бесплатные аналитические системы имеют квоты на объем данных, при их превышении они обрезают отчет. К примеру, у вас 1 000 000 пользователей, а бесплатный инструмент Google для экономии строит отчет на основе 800 000 пользователей) + визуализация данных.

— Расскажите о каком-нибудь конкретном кейсе, когда язык программирования здорово помог в работе.

При работе с клиентом выяснилось, что значительная часть пользователей просто копируют e-mail с лендинга. Соответственно, при аналитике источников клиентов мы не могли понять, откуда они пришли. JS помог фиксировать копирование контактных данных и связывать его с источником.

Python мы использовали для стриминга данных в Google BigQuery и визуализации их в Power BI. Это помогло избежать семплирования. В проекте семплирование достигало 30% и вносило искажение в отчеты.

Маркетинг — большая штука, поэтому тут все очень сильно зависит от того, в каком направлении работает маркетолог, и от величины организации. Если вы больше про идеи и придумывания, то программирование вам, скорее всего, совсем не нужно, а вот если занимаетесь чем-то по типу запуска рекламы, то программирование явно будет не лишним для анализа результатов эффективности. Но опять же, если вы работаете в маленькой организации, где вы один отвечаете за весь маркетинг, то программирование вам не поможет, а даже усложнит работу.

Программирование для маркетологов полезно в разных случаях и оно дает больше возможностей для развития. Например, оно может понадобиться при обработке данных Google Analytics и объединении их с данными организации, а если вы хотите проанализировать, про что бы лучше статью в блоге сочинить, тут может помочь текстовый анализ. Или чтобы лучше понять свою аудиторию, например, скачав странички пользователей в ВК с целью посмотреть паблики и интересы. Тут вариантов множество — были бы идеи. Но основное — это все равно маркетинговая аналитика.

— Какой язык выбрать?

Зависит от того, был ли какой-то бэкграунд в программировании до этого. Например, меня с 1 курса университета (социология) учили R, потому что он для статистической обработки данных, а социология + статистика = . И он в принципе несложный, активно развивающийся, со множеством пакетов (в том числе для ВК, Google Analytics, Яндекс.Метрики и т.д). Еще Python. Он, конечно, куда более мощный, но я пользовалась им для маркетинга один раз, когда мне нужно было скачать данные через API сервиса и пакет был только на Python. SQL может понадобиться при работе с базами данных, которая тоже очень даже возможна в маркетинге. JS нужен при работе с Google Tag Manager (но тут я не эксперт). Ну а еще сайты можно уметь писать или письма верстать для e-mail-маркетинга (тут HTML).

— В чем один язык лучше другого?

Они слишком разные, чтобы сравнивать. И это зависит от задачи и привычки. Я больше на R, дольше с ним дружу и на самом деле очень его люблю. Python у меня на довольно базовом уровне, и делать там что-то с нуля я не могу. В целом могу делать и SQL-запросы, и даже письмо заверстаю по шаблону, если нужно. Но это уж если очень сильно понадобится.

Считается, что Python лучше для машинного обучения, тут как раз он быстрее. И это я скорее слышала от друзей. R хорош для данных и статистики — там это все в разы проще и удобнее (соответственно, и быстрее), на Python же больше возможностей — тут не только обработка данных, а уже прямо полноценный язык программирования. Лучше знать оба (второй хотя бы на базовом уровне) и исходить из задачи, которую нужно решить.

Программирование никогда не лишнее, как минимум это очень полезный навык для мозга. :)  Строчки кода на любом языке не вызывают дикую панику, и вы даже будете способны в нем разобраться. Открываются новые возможности — напрогать можно практически все. Сейчас, конечно, многие задачи решают сервисы, но это обычно все очень дорого. А тут вы практически все сможете сделать сами!



По мнению большинства опрошенных нами экспертов, владение языком программирования дает маркетологу весомое преимущество на рынке труда. Задачи, которые он сможет решать быстрее и результативнее:

  • сбор и анализ маркетинговых данных,

  • текстовый анализ,

  • сегментация и анализ аудитории,

  • парсинг показателей конкурентов,

  • визуализация данных,

  • маркетинговые исследования,

  • внедрение алгоритмов машинного обучения и др.

Владение языком программирования позволит маркетологу стать более независимым от разработчиков, автоматизировать часть рутинных процессов в своей работе, улучшить работу сервисов и даже сократить расходы компании на рекламу.

Сегодня широта знаний не менее важна, чем их глубина. Учитесь новому, экспериментируйте, прокачивайте себя и маркетинг, которым вы управляете. Если вы уже определились с языком, который хотите освоить, найдите курсы по программированию для маркетологов и продолжайте черпать полезную и актуальную информацию из нашего блога. :) До связи!




(9)
4/5
Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Вы эксперт в
интернет-маркетинге?

Опубликуйте материал в нашем блоге

Содержание:
Будем на связи!