Изменения в Яндекс и Google за 2018 год + рекомендации по продвижению

4 Декабря 2018
Время чтения: 10 минут
Анастасия Скороходова, автор блога CoMagic

2018 год на финишной прямой. Две самые популярные в России поисковые системы удивляли нас весь год – разноцветные метки сайтов в выдаче Яндекса, апдейты Google, неожиданно ломающие выдачу, новые сервисы и технологии на основе искусственного интеллекта. Подведем итоги: что нового за прошедший год презентовали нам поисковые системы и как это отразилось на продвижении сайтов.


Что нового у Яндекса

Яндекс стабильно обновляет свои алгоритмы: Арзамас в 2009 году, Рейкьявик в 2011, Многорукий бандит в 2015, Палех в 2016, Королев в 2017. С момента последнего крупного нововведения прошло больше года, и вот 19 ноября Яндекс презентовал Андромеду.

По словам представителей Яндекса, Андромеда включает в себя все изменения, произошедшие за 2018 год. Более тысячи улучшений для удобства сгруппировали в три основных направления:

  • быстрые ответы,

  • удобство выбора,

  • коллекции.

Рассмотрим подробнее нововведения каждого блока.


Интерактивные быстрые ответы

После ноябрьского обновления поиск Яндекс не просто отвечает на поставленные вопросы, но и решает многие задачи: помогает выбрать спектакль, подыскать кафе поблизости, рассказывает, с каким счетом сыграла любимая спортивная команда, и многое другое.

Определиться с выбором места помогут фото, видео, цены, данные о посещаемости, отзывы, оценки и т.д.


Чаты с компанией

Облегчает получение ответов еще одно обновление Яндекса – чаты в поисковой выдаче. Если мы задаем более сложный вопрос, чем «кофейня поблизости», Яндекс предлагает нам вступить в диалог с профильной организацией.

Если вы владелец сайта и хотите, чтобы у пользователей была возможность сразу из Поиска задать вам вопрос, создайте чат с вашей организацией на сервисе Яндекс.Диалоги. Для этого зайдите на сервис под тем логином, для которого подтверждены права на ваш сайт в Яндекс.Вебмастере, и следуйте инструкции.


Яндекс.Знатоки

Яндекс предусмотрел ситуации, когда нам нужен не четкий ответ, а скорее обсуждение или совет эксперта. В сервисе Яндекс.Знатоки можно задать любой вопрос и получить ответ специалиста: директолога, аналитика, юриста, тренера, врача и т.д. Ответы знатоков интегрированы с Поиском, поэтому мы можем наблюдать их прямо на странице поисковой выдачи.

Если вы эксперт в какой-то области и вам есть чем поделиться с миром, вы можете использовать Яндекс.Знатоки как дополнительный канал продвижения своих услуг. Рядом с именем специалиста есть возможность поставить ссылку на личную страницу в соцсетях, блог или сайт. Пользователи оценивают ответы с помощью кнопки Нравится. Чем полезнее и популярнее будет ваш ответ, тем больше людей его увидят и, возможно, перейдут на ваш ресурс.


Знаки для сайтов

За прошедший год Яндекс научился автоматически считывать самые важные характеристики сайтов и учитывать их в ранжировании. К ним относятся:

  • удобство сайта,

  • соотношение полезной и продающей информации,

  • постоянная аудитория ресурса,

  • индекс при попарном сравнении с другими сайтами.

Чтобы результаты этого анализа были видны пользователям, Яндекс начал помечать сайты в выдаче специальными знаками.

  • Синюю галочку «Информация подтверждена владельцем» официальные сайты получают по данным Яндекс.Справочника, сайты официальных дилеров – по данным Авто.ру, сайты финансовых организаций – по данным ЦБ РФ и т.д.

  • Вторая метка – «Популярный сайт» присваивается ресурсам с высокой посещаемостью и постоянной аудиторией, например YouTube.

  • Знаком «Выбор пользователей» алгоритм награждает нишевые сайты, которые имеют активную аудиторию.

Как получить метки Яндекса?

Чтобы получить знак «Информация подтверждена владельцем», подтвердите права на свою организацию, проверьте информацию о ней в Справочнике и добавьте не менее трех фотографий. Для меток «Популярный сайт» и «Выбор пользователей» в Яндекс.Вебмастере реализован специальный инструмент, оценивающий текущий уровень показателей сайта. Там же Яндекс дает рекомендации, например: как увеличить посещаемость сайта, чтобы в итоге получить метку «Популярный сайт».

Чтобы вашему сайту присвоили метку «Выбор пользователей», нужно улучшать поведенческие показатели: количество отказов, глубину просмотра, время на сайте.


Яндекс.Коллекции

Новый сервис позволяет сохранять любую найденную в поиске Яндекса информацию к себе в коллекцию: фото, видео, сайты, книги, фильмы и т.д. Созданные подборки доступны на всех устройствах, где выполнен вход в ваш аккаунт.


Фишка сервиса в том, что после создания коллекции вам становятся доступны рекомендации, например сериалы, похожие по стилю. Созданную подборку можно сделать закрытой или доступной всем пользователям Яндекса. Также вы можете подписаться на коллекции других пользователей.

Нельзя не упомянуть и ряд других новшеств Яндекса:

  • замена тИЦ на ИКС,

  • запуск платформы Яндекс.Облако для хранения информации,

  • запуск платформы Яндекс.Коннект для совместной работы и общения,

  • появление рейтингов и отзывов в поисковой выдаче,

  • изменение алгоритма расчета ставок в Яндекс.Директ и подключение автоматической закупки рекламы,

  • подключение автоматической ленты рекомендаций на Турбо-страницах,

  • обновления Яндекс.Дзен,

  • запуск нового способа навигации по сайтам – Турбо-колдунщик и др.

Суммируя все вышесказанное, главный вектор развития Яндекса в 2018 году – фокус на аудитории. Если раньше поисковую выдачу строили только асессоры – удаленные сотрудники Яндекса, то теперь к этому сложному процессу подключаются обычные люди. С помощью отзывов, оценок, ответов, коллекций, да и просто поведения на сайтах, одни люди помогают другим сделать свой выбор и получить информацию в Поиске Яндекса.


Рекомендации по дальнейшему продвижению в Яндексе

Учитывая нововведения, для улучшения позиций в Яндексе советуем следить за показателем ИКС. Теперь эта метрика отображается в Яндекс.Вебмастере в разделе Показатели качества и напрямую влияет на позицию сайта в выдаче.

Также после обновлений стало необходимо не только работать над контентом и размещать естественные ссылки, но и наращивать постоянную активную аудиторию сайта. Для этого можно использовать разные инструменты: от SMM до email-маркетинга.


Что нового в Google

Прошедший год был богат на крупные апдейты в Google – выдача менялась три раза: в марте, апреле и августе. Мартовское обновление было связано с релевантностью, так в Google пытались определить соответствие сайтов запросам, по которым они ранжируются.


Авторитетность

В результате весенних апдейтов SEO-специалисты сделали следующие выводы: глубина и ширина контента ресурсов стала напрямую влиять на ранжирование сайтов в Google. Так, сайты, максимально полно раскрывающие ту или иную тему, не проседали во время обновлений, а только улучшали свои позиции.

В результате всех трех апдейтов выдача Google значительно поменялась. Сигнал об авторитетности сайта занял практически решающую роль в ранжировании. Под авторитетностью в этом контексте понимается, что информация, предлагаемая сайтом, подготовлена специалистами в данной области, максимально раскрывает исследуемый вопрос и вызывает доверие у пользователей.


Мобильность и скорость загрузки

Помимо авторитетности, в апдейты учитывались и другие факторы – мобильность и скорость загрузки. Однако подход к их анализу поменялся.

С марта 2018 года Google начал процесс переноса сайтов на мобильный индекс (Mobile-first indexing). Что это значит? Google начал использовать мобильные версии страниц для индексирования и ранжирования. В июле скорость мобильной страницы стала фактором ранжирования для мобильных устройств.


Упоминания бренда как фактор ранжирования

На конференции Pubcon в Лас-Вегасе аналитик Google Гэри Иллис заявил, что в своем поисковом алгоритме Google теперь использует все упоминания о бренде. Любое упоминание имеет значение в определении позиции сайта: репутация компании, отзывы, реклама, доверие клиентов и т.д. Анализируя всю имеющуюся в сети информацию, Google получает лучшее представление о влиянии бренда в определенной области.

Что касается других новостей от Google – компания вплотную занялась разработками с использованием искусственного интеллекта. На конференции для разработчиков Google I/O 2018 были представлены обновленные сервисы:

  • Google Assistant,

  • Google Photo,

  • Google Maps,

  • Google Lens,

  • Google News,

  • Gmail.


Рекомендации по дальнейшему продвижению в Google

Учитывая обновленные алгоритмы, рекомендуем повышать уровень авторитетности сайта, продолжая вкладываться в его контент. А именно:

  • создавать материалы, привлекая экспертов в вашей области,

  • стабильно публиковать большие объемы информации,

  • включать в контент ссылки на проверенные ресурсы и исследования,

  • раскрывать не только основную тему, но и релевантные подтемы.

Все это сделает ваш ресурс более привлекательным в глазах Google, а значит, приведет к улучшению его позиций.

Также следует обратить внимание на новый фактор ранжирования – упоминания о бренде. Для этого рекомендуем:

  • размещать ссылки на профильных ресурсах,

  • укреплять репутацию с помощью отработки негатива и увеличения положительных отзывов в сети,

  • работать с лидерами мнений.

Продолжают влиять и два других фактора: мобильность и скорость загрузки. Если ваш сайт плохо адаптирован под мобильные устройства или долго загружается, советуем срочно исправить эти упущения. Для проверки по-прежнему можно использовать бесплатные сервисы от Google – Google Mobile Friendly и PageSpeed Insights.


Выводы

В 2018 году и Яндекс, и Google продолжили активно развиваться и оптимизировать свои сервисы. Google усилил влияние релевантности, авторитетности, упоминаний о бренде и скорости мобильной версии на ранжирование. Яндекс также сделал упор на качество ресурса, при этом начал учитывать постоянную аудиторию сайта: насколько хорошо ресурс решает задачи пользователей, каково их поведение на сайте и часто ли они туда возвращаются. Используя новые сервисы Яндекс.Знатоки, Яндекс.Коллекции, оценки, отзывы и т.д., он подключил самих пользователей к формированию более релевантной и полезной выдачи.

Что касается продвижения в обеих поисковых системах, этот процесс становится еще более сложным, обязательно комплексным и ориентированным на контент. Делайте выводы и продолжайте работать в нужном направлении!

Вы эксперт в
интернет-маркетинге?

Опубликуйте материал в нашем блоге

Чтобы прислать готовую статью или уточнить тему, напишите редактору на s.pechyonin@comagic.ru.

Правила публикации

Блог CoMagic — это о том, как делать рекламу эффективнее. Наши читатели — практикующие интернет-маркетологи, владельцы бизнесов и лица, принимающие ключевые решения в компаниях. Поэтому мы публикуем вот такие статьи:

  • How to — пошаговые действия и лайфхаки, как настроить рекламу и аналитику. Здорово, если вы сам аналитик и можете написать хардовую статью для таких же крутых специалистов. Чем больше кода, дашбордов, нестандартных задач и прочей жести, тем лучше!

  • Кейсы — рассказ о том, как вам удалось оптимизировать затраты в digital и сделать счастливее своих клиентов. Привет пиарщикам рекламных агентств! Мы ждем от вас подобных историй.

  • Экспертные статьи-колонки, в которых можно поделиться своим видением будущего аналитики рекламы или высказать скепсис в отношении развитии тех или иных технологий. Да, мы тут про Machine Learning, Blockchain и прочую Big Data. Мы будем рады даже провокационным статьям, бросающим вызов всем современным взглядам на digital marketing.  

Что вы получите от публикации?

Размещение гостевой статьи на сайте CoMagic — хорошая возможность рассказать о себе и своей компании. Опубликованные статьи мы отправляем в ежемесячном дайджесте своим клиентам и дополнительно рекламируем в социальных сетях. Да, мы пока еще не самый массовый блог, но очень хотим сформировать сообщество единомышленников.

Если вы не заинтересованы в пиаре, но можете выступить в качестве автора полезной статьи, мы заплатим за текст. Условия обсуждаются индивидуально в зависимости от темы и сложности статьи.

Пишите на s.pechyonin@comagic.ru
Будем на связи!