Перезагрузка сферы образования: спрос, конкуренция и новые подходы к маркетингу

Время чтения: 10 минут
logo

Рынок онлайн-образования переживает глобальную перезагрузку, как и многие другие сферы. Мы провели серию интервью с экспертами и выяснили ответы на самые важные вопросы: как изменился спрос, выросла ли конкуренция, какие маркетинговые подходы и рекламные инструменты сейчас наиболее эффективны.

Марианна Снигирева
Марианна Снигирева, исполнительный директор образовательной компании «Нетология»

— Как изменился рынок за время пандемии?

Рынок онлайн-образования стабильно рос еще до пандемии. Так в 2019 году его общий объем составил 38,5 млрд рублей, и по докарантинным темпам роста к 2024 году этот показатель увеличился бы в 2 раза. Пандемия только ускорила эти темпы.

Произошло кардинальное изменение потребительских привычек. В силу обстоятельств люди массово погрузились в онлайн. И это касается практически всех товаров и услуг, которые можно приобрести через интернет. Онлайн-образование не исключение. На карантине этот формат стал единственно возможным способом учиться. Конечно, онлайн не заменит вузов и школ, но люди лично убедились, что онлайн-обучение —— это хорошее дополнение к офлайну.

С начала карантина количество регистраций на платформе «Нетология» выросло на 345 % в марте и на 112 % в апреле. В сумме это на 260 % больше, чем за тот же период в 2019 году. Увеличилась аудитория, которая раньше не задумывалась об онлайн-обучении, она начала тестировать потребление контента в онлайне, увидела его удобство. А опытные пользователи активизировались в части получения дополнительных навыков.

Аудитория 45–54 лет выросла на 104 %, 35–44 лет —— на 80 %, а 18–24 лет —— на 77 %. Также онлайн-обучение сильнее масштабировалось на регионы России, в основном на города-миллионники.

Пандемия ускорила процесс цифровизации бизнеса, что увеличило потребность в диджитал-специалистах. А короткие и модульные онлайн-курсы позволяют быстро освоить нужные диджитал-навыки и найти работу на удаленке, если у человека есть такой запрос.

Самыми популярными стали онлайн-курсы по таким направлениям, как интернет-маркетинг, SMM, таргетированная реклама, тестирование, коммерческая редактура, Power BI, веб-разработка и веб-дизайн от нуля до middle.

— Как вы привлекаете клиентов в условиях высокой конкуренции?

«Нетология» еще в начале пандемии открывала бесплатный доступ к предзаписанным коротким видеокурсам и запускала акцию со скидками до 40 % на все онлайн-программы. Это своего рода поддержка для тех, кто сейчас старается экономить.

Также сейчас «Нетология» поменяла свое позиционирование и разделила линейку курсов на 4 полноценных направления: для начинающих, более продвинутых специалистов, руководителей, а также компаний, которые заинтересованы в корпоративном обучении. Такой подход дает ровно тот пул знаний и навыков, который необходим конкретному сегменту аудитории.

Мария Селюмина
Мария Селюмина, руководитель отдела маркетинга образовательного портала GeekBrains

— Какие специальности пользуются наибольшим спросом?

В данный момент мы наблюдаем большой приток пользователей на курсы по созданию продуктов, что неудивительно. Пандемия и карантин затронули деятельность многих компаний, они ищут новые способы и механики перевести свой бизнес в онлайн, и мы им в этом помогаем.

Также большим спросом пользуются курсы по программированию на Python, веб-разработке, тестированию ПО. Люди, которые остались без работы, выбирают эти программы, потому что они ориентированы на новичков, пользователей без опыта и дают возможность начать зарабатывать на фрилансе уже через несколько месяцев.

Если сравнивать количество новых студентов на нашем портале в марте и апреле, то можно заметить, что оно в среднем выросло на 56 %. Мы видим увеличение спроса по всем нашим направлениям: программирование, маркетинг, дизайн, управление. Особенно сильно (более чем в 2 раза) растет спрос на программы управления (это такие курсы, как управление продуктами, project management).

— Какие можете выделить успешные подходы?

За период карантина мы тестировали разные подходы к пользователям. Наибольший отклик получил посыл, что благодаря нашим курсам буквально через пару месяцев обучения студент сможет начать брать заказы на фрилансе.

Сейчас люди не готовы тратить большое количество времени на обучение. Им нужны быстрые, наполненные полезным контентом программы с возможностью в ближайшее время применить свои новые знания на практике, взять фриланс или найти новую работу.

Иван Буявец
Иван Буявец, интернет-маркетолог, основатель образовательного проекта Checkroi.ru

Я работаю в сфере маркетинга онлайн-образования с 2017 года (онлайн-университет Skillbox). Могу с уверенностью сказать, что спрос только растет. Когда мы начинали двигать онлайн-образование, количество запросов по нишам было в 4 раза ниже, чем сейчас. Приходилось убеждать клиентов в том, что можно обучаться онлайн и это гораздо удобнее, чем ездить куда-то за тридевять земель и мучаться в душных классах. Зачем страдать, когда можно учиться в любом месте с любого устройства с интернетом с максимальным удобством? 🙂

Сейчас в моде узкие специальности с огромными зарплатами — data science, аналитика Big Data. На них всегда есть спрос, а хороших спецов отыскать сложнее, чем иголку в стоге сена. Учиться таким профессиям нужно долго, но зато результат будет выше любых ожиданий.

Хоть все и рванулись делать онлайн-курсы, конкуренция в этом плане все равно не увеличивается и цена за привлечение клиентов в совершенно разных сферах остается на одном уровне. Офлайн-школам еще нужно учиться привлекать клиентов из интернета и организовывать этот процесс. Те же, кто давно привлекает клиентов онлайн, уже хорошо знают, как на них надо воздействовать и какие сегменты приносят деньги, а с какими не стоит работать.

— Какие каналы привлечения клиентов сейчас работают лучше всего?

Реклама в Яндекс.Дзене, influence-маркетинг и работа с микро- и наноблогерами, выкачка органического трафика из Pinterest. SEO работает выше всяких похвал, поэтому вкладывайтесь и ждите результата через 4–6 месяцев 🙂

Самый успешный подход к привлечению — честность. Клиентов слишком часто обманывали, завлекая несуществующими условиями, поэтому проще прямо сказать, чего им стоит ожидать от обучения, то есть о том, что они получат конкретные навыки в определенных сферах и найдут себе работу или заказчиков, если курс на это рассчитан. А если нет, то стоит подумать, почему вы все еще не включили это описание в свою программу обучения. 🙂

Кирилл Пшинник
Кирилл Пшинник, экс коммерческий директор «Юниума», генеральный директор образовательной компании «Мегапрорыв»

— Как меняется ситуация в вашей сфере?

Спрос на образование как для школьников, так и для взрослых состоявшихся людей рос и в докризисные времена, а сейчас особенно. Однако некоторые крупные компании, как, например, «Юниум», не смогли быстро перестроиться на онлайн, т.к. это очень сложный технологический процесс. В «Мегапрорыве» же мы легко перестроились, т.к. и раньше большая часть наших мероприятий и курсов проходила онлайн, а привлечение клиентов раньше и сейчас происходило именно через бесплатные вебинары.

Несколько лет назад в «Юниуме» мы пытались сделать партнерский проект с онлайн-платформой «Фоксфорд». Тогда мы сделали интересные выводы: люди, занимающиеся офлайн, просто не хотели переходить в онлайн. Дети и их родители ценили живое общение со сверстниками, педагогами, возможность побегать и поиграть на перемене, полистать реальную книгу. Люди, обучающиеся онлайн, напротив, не хотели никуда ехать и что-то менять. Сегодняшние реалии заставили первых (не спрашивая их) окунуться в онлайн, и если раньше они противились этому, то сейчас, распробовав, вполне готовы в нем остаться.

— Какие специальности сейчас пользуются наибольшим спросом?

В области образования школьников спрос на специальности не поменялся: это все те же подготовка к ЕГЭ, ОГЭ, основные предметы — математика, русский, физика, английский, а также мнемотехника. В «Мегапрорыве» же хороший спрос на курс «Директор по продажам». При этом с началом так называемого карантина мы пытались безуспешно запустить курс по удаленной работе (к слову сказать, знакомые из другой компании пытались сделать подобное и тоже не получили отклика). Кажется, что предприниматели сейчас особенно задумались об эффективности процессов в компании, а не о том, как бездумно переждать это время.

— Как вы привлекаете клиентов?

Мы собираем пользователей из двух основных социальных сетей — Facebook и Instagram, остальные в нашем случае неэффективны. И уже потом на бесплатном вебинаре рассказываем о чем-то полезном, знакомим со спикерами и приглашаем на платный курс. И хотя ничего лучше непрямого подхода не придумали — запись на бесплатный вебинар, а потом презентация платного продукта, — качество предоставления информации на вебинаре сильно меняется. Кроме того, иногда мы проводим бесплатный 3—5-дневный курс на ту или иную тематику, чтобы лучше познакомиться с аудиторией, помочь понять ей, кто мы, что знаем и можем дать.

Из нового: мы стали информировать потенциальных клиентов с помощью уведомлений в мессенджерах и расширили аудиторию по используемым каналам. Во-первых, в процессе оптимизации стоимость одного лида падает до минимальной, а во-вторых, социальные сети знают нас лучше, чем мы сами себя (и уж тем более какой-то маркетолог). В итоге искусственный интеллект имеет огромный выбор, кому и что показывать, и может осуществить его более грамотно.

— Какие можете выделить успешные подходы или УТП?

Основное — качество продукта, особенно при такой бешеной конкуренции. Бороться по стоимости — тупиковый путь. Поддерживать низкую стоимость долго вы не сможете, а качество будет падать. Мы делаем упор на экспертность спикеров, среди которых в нашей компании Михаил Смолянов, Максим Ильяхов, Павел Анненков.

В «Юниуме» у нас как-то была рекламная акция с блогерами, и мы поняли, что эффект очень сильно зависит от вовлеченности блогера. Если он просто делал рекламный пост, это почти не давало результата. Но если блогер пришел в центр на занятие со своим ребенком и снял оттуда видео, выложил фото своего ребенка в процессе — отклик был очень и очень крутой.

В независимости от окружающей ситуации необходимо делать качественный продукт, следить за вовлеченностью каждого участника процесса и привлекать настоящих экспертов.



(1)
5/5
Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Содержание: