Как изменился мир банковских услуг для малого бизнеса после пандемии

Время чтения: 8 минут
Ирина Кузьмина
logo

Банк

Прибыль банковского сектора во время пандемии сократилась в пять раз. По данным Банка России, в первом квартале она составляла 528 млрд рублей, а во втором — всего 102 млрд. Причина в том, что деловая активность в стране снизилась, а 1,16 млн предприятий малого и среднего бизнеса полностью закрылись.

По оценкам Минэкономразвития, российская экономика восстановится только к 2022 году. Это значит, банки продолжат поддерживать бизнес и работать в условиях низкой деловой активности предпринимателей. Как изменился банковский сектор во время пандемии и какими теперь будут современные банки?


Как банковский сектор адаптировался к изменениям

Чтобы сохранить клиентов и помочь им пережить кризис, банкам пришлось экстренно перестроиться под новые реалии. Они бесплатно предлагали новые финансовые сервисы, рекламировали предпринимателей и помогали им разобраться в постоянно меняющихся законах.


Банки снизили стоимость финансовых услуг

По оценкам Росстата, во втором квартале года валовой внутренний продукт в России снизился на 8,5 %. Бизнес стал производить меньше товаров и услуг, объем денежных средств в обороте снизился, поэтому предприниматели стали экономить ресурсы.

Чтобы поддержать малый бизнес, банки пересмотрели стоимость услуг. Клиентам стали чаще предлагать тарифы с бесплатным обслуживанием и скидки на другие пакеты услуг. А ещё — новые услуги, которые смогли снизить операционные расходы предпринимателей.

Самой популярной антикризисной услугой стал куайринг — оплата покупок с помощью QR-кода. Это альтернатива торговому эквайрингу с платёжными терминалами, который оказался невыгодным из-за низких оборотов. Вместо комиссии от 1,7 % и аренды терминалов за 1700 рублей куайринг предложил комиссию от 0,4 % без дополнительных платежей. Покупатели просто считывали QR-код с экрана смартфона или онлайн-кассы, выбирали карту и переводили деньги.

Покупки с оплатой по QR-коду быстро набрали популярность. Например, к июню в «Делобанке» количество платежей через куайринг выросло в три раза, средний чек — в два раза, а оборот — в пять раз.

Сэкономить на онлайн-платежах предприниматели смогли благодаря Центральному банку. Регулятор до 30 сентября ограничил максимальную ставку по интернет-эквайрингу до 1 % вместо стандартных 2,5−3 %.

Куайринг оказался полезным маркетинговым лайфхаком для торговых точек. Клиенты расплачиваются по QR-коду через смартфон — это сводит к минимуму контакт продавца и покупателя, что важно в условиях пандемии. Бары и небольшие магазины охотно клеили на своих дверях стикеры «Принимаем оплату по QR».


Банки бесплатно рекламировали своих клиентов

Чтобы выжить во время пандемии, предприниматели урезали лишние расходы. Под нож попали и рекламные бюджеты. И здесь неожиданно помогли банки: они бесплатно рекламировали предпринимателей, принимая все маркетинговые расходы на себя.

Один из примеров — акция #ПокажемДелом от «Делобанка». Банк показывал баннеры и видеоролики клиентов вместо собственной рекламы при поддержке рекламной сети myTarget. Предприниматели охотно выкладывали собственные рекламные материалы на YouTube и в соцсети, чтобы банк рассказал о них: например, в Instagram набралось более 600 постов с хештегом #ПокажемДелом.


Банки разбирались в новых законах и правилах вместе с клиентами

Госдума и правительство издавали новые законы и постановления едва ли не каждый день. Они постоянно меняли правила для бизнеса, вводили новые льготы и ограничения, в которых предпринимателям было сложно разобраться.

Банки через собственные медиа и соцсети рассказывали про новые льготы и подробно объясняли, как их оформить. Например, журнал «Делобанка» помогал предпринимателям получить льготы в размере МРОТ для сотрудников, отсрочки по налогам и взносам, а также предлагал решения для сохранения и развития своего дела.


Какими стали банки после пандемии

Предприниматели часто пользуются расчётными счетами в нескольких кредитных организациях. Но во время пандемии это оказалось невыгодно, поэтому клиенты остались с банками, которые смогли быстро перестроиться и оказали поддержку бизнесу. Вот какой сервис теперь должны предлагать банки, чтобы их выбирали предприниматели.


Банки оказывают клиентам услуги в онлайне без привязки к отделению

Онлайн-банки адаптировались к самоизоляции быстрее и проще всех. Карантин показал, что любые услуги можно оказывать без привязки к отделению. Банкам даже разрешили открывать расчётные счета дистанционно, из-за чего необходимость в физических офисах отпала.

Клиентам удобно, когда заявка оформляется в онлайне, а на подписание документов менеджер сам приезжает в удобное место и время. Для банков это тоже выгодно: не нужно тратить деньги на аренду офисов и зарплату административным сотрудникам.

«Делобанк» оказался одним из онлайн-банков, которые выиграли от карантина и самоизоляции. Перестраивать процессы не пришлось, потому что клиенты могут получить услуги либо через интернет-банк, либо с помощью выездного менеджера. Единственное, что изменилось, — выездным менеджерам выдали маски, перчатки и антисептики.


В интернет-банках появилось больше финансовых и бухгалтерских сервисов

Суперприложения — один из трендов 2020 года. Крупные компании предоставляют клиентам все услуги в одном месте. Например, Mail.Ru Group предлагает через «ВКонтакте» делать покупки с AliExpress, заказывать такси и доставку еды. По аналогии работает приложение «Яндекс Go», которое теперь объединяет услуги такси, доставки продуктов и даже каршеринга.

Предпринимателям тоже удобно, когда банк оказывает все услуги, которые помогают вести бизнес. Например, мы добавили в свой интернет-банк онлайн-бухгалтерию, помощь юриста, сопровождение по ВЭД и даже сервис для регистрации самозанятых.

Особенно клиентам пригодилась онлайн-бухгалтерия. 45 % российских предпринимателей за время коронавируса сократили штат — в среднем работу потеряли до 20 % сотрудников каждой компании. Бухгалтеры не оказались исключением — по данным портала Trud.com, 46 % бухгалтеров имеют зарплату выше 55 тысяч рублей. При этом средняя стоимость онлайн-бухгалтерии — 480 рублей в месяц, то есть в 114 раз меньше.


Клиенты начали ценить лояльность банка больше, чем стоимость обслуживания

Чтобы клиент остался в банке, недостаточно предложить недорогой тариф и скидку на обслуживание. Предприниматель должен чувствовать, что банк услышит его в нужный момент, поддержит и поможет решить проблему. Этому способствуют качественная работа службы поддержки и программы лояльности.

Например, во время пандемии мы запустили собственную программу лояльности. Теперь за подключение онлайн-сервисов и совершение операций по счёту предприниматели получают виртуальную валюту — ДелоКоины. Их можно потратить на подарки от банка и его партнеров. Например, оплатить поездку в такси, разместить рекламу и даже заказать бесплатную разработку фирменного стиля для бизнеса.

Бонусные программы может запустить любой бизнес. Главное — интересно упаковать продукт и найти единомышленников среди других компаний, которым интересны подобные интеграции.


Как теперь выглядит образ надёжного банка

  1. Гибкий. Неважно, пандемия на дворе или апокалипсис, — банк окажет любую услугу в онлайне, предложит новые продукты и снизит стоимость, если это нужно клиентам.
  2. Функциональный. Банк помогает не только рассчитываться с контрагентами, но и принимать платежи, сдавать отчётность в налоговую и вести кадровый учёт.
  3. Лояльный. Если у клиента возникла проблема, служба поддержки поможет в ней разобраться, а не отправит к чат-боту или сотрудникам налоговой. А самым активным клиентам банк сделает подарки, чтобы показать, насколько ценит сотрудничество.


(4)
3.5/5
Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Содержание: