Эволюция профессии маркетолога

27 Сентября 2018
Время чтения: 4 минуты
logo
5 0 24

Кто такой маркетолог? Классическое определение гласит: это специалист, который исследует спрос и предложение на рынке товаров или услуг, а также занимается сбытом продукции компании.

Сегодня все сферы бизнеса переживают тектонические изменения благодаря интернету, социальным сетям и мобильным устройствам. Как эти изменения отразились на сфере маркетинга и кто такой современный маркетолог? Проследим всю эволюции этой профессии: от возникновения до цифровой эпохи.


Немного истории

XVIII век

Принято считать, что маркетинг зародился в США в начале XX века, но на самом деле корни его гораздо глубже. В его первоначальном виде маркетинг зародился вместе с появлением рынка и конкуренции между торговцами. Первые маркетологи – это посыльные, которых те отправляли в города и деревни с целью разузнать, какие товары необходимы населению. Так обычные работники занимались анализом рынка и покупательского спроса.


XIX век

С развитием промышленности, ростом рынка и увеличением спроса профессия маркетолога становилась все более востребованной на рынке труда. Маркетолог XIX века – это менеджер, работающий с собственным кругом потребителей предприятия.

Российские предприниматели начали использовать маркетинговые инструменты только с 1880 года. Маркетологами в то время выступали сами владельцы предприятий. Они продвигали свою продукцию с помощью выпуска печатной и настенной рекламы, а также участвовали в выставках и ярмарках.


XX век

С переходом на рыночную экономику росло количество товаров, и предприниматели начали борьбу за внимание потребителей. Тогда впервые возникла необходимость в маркетологах как отдельных специалистах. Тем не менее в условиях плановой экономики и общего дефицита продуктов в стране ни о маркетинговых исследованиях, ни об оценке привлекательности продукта речи еще не шло.

Специалисты изучали спрос на товар, конкурентов, ценовую политику. Затем исходя из этих данных составляли план по сбыту продукции.

С ростом экономики профессия оказалась крайне востребованной и стала стремительно развиваться. Если в 1998 году всего 20% предприятий имели в штате маркетолога, то к началу 2001 года – уже 60%.


Классический маркетинг

В 1964 году вышла знаменитая статья Нэйла Бордена «Концепция маркетинг-микса», в которой он объединил четыре основных элемента маркетинга. Концепция получила название 4P (product, price, place, promotion), где каждый элемент определял обязанности маркетолога.

  1. Продукт. Задача специалиста – анализ и выявление потребительской ценности продукта. Фокус деятельности направлен на способы удовлетворения покупателей.
  2. Место. Маркетолог определяет наиболее эффективные каналы распространения продукта. Фокус усилий на доступности.
  3. Цена. Специалист проводит исследования с целью установить подходящую для потребителей и конкурентоспособную стоимость продукта.
  4. Продвижение. Задачи маркетолога: выбор наиболее эффективных каналов коммуникации, построение стратегии продвижения, определение и управление бюджетом, прогнозирование желаемых результатов и т.д.

Маркетолог, согласно концепции маркетинг-микса, — это человек, смешивающий различные профессиональные приёмы, и при этом использующий для достижения маркетинговых целей свои личные качества, такие как ответственность и творчество.


Маркетолог в цифровую эпоху

Внедрение в повседневную жизнь интернет-технологий изменило все сферы бизнеса. Конечно, изменения затронули и профессию маркетолога – он больше не может действовать лишь в рамках классического маркетинга, сфера его деятельности значительно расширилась.

Современного маркетолога от его предшественников отличает:

  • новаторский подход к разработке общей маркетинговой стратегии компании;
  • умение выстраивать позиционирование бренда в соцсетях, вести активную коммуникацию с пользователями;
  • умение собирать и анализировать данные;
  • способность исследовать аудиторию и на основе полученной информации понимать, что происходит в умах текущих и потенциальных клиентов.

По последним данным, среднестатистический интернет-юзер проводит в сети около 6 часов в день. Это поиск информации, общение в мессенджерах и, конечно, соцсети. И в этих реалиях задача маркетолога по максимуму использовать все возможные каналы онлайн-коммуникации – увеличивать охват, вовлекать целевую аудиторию во взаимодействие с брендом, создавать условия для формирования активных сообществ.

С каждым годом на рынке появляется все больше инструментов автоматизации маркетинга. Они позволяют оптимизировать многие рабочие процессы, тем самым избавив маркетолога от рутинной работы. Задача специалиста в этом контексте — быть в курсе новых решений и при необходимости осуществлять их внедрение в работу отдела маркетинга.

Платформы для автоматизации, CRM-системы, инструменты веб-аналитики позволяют собирать и обрабатывать данные, связанные с маркетингом и продажами. Маркетологу необходимо уметь анализировать эту информацию и извлекать из нее практическую пользу. Например, инсайты о приоритетах аудитории, поведении пользователей на сайте, тенденциях на рынке и т.д. Эти знания дают понимание, чем живут клиенты, каковы мотивы их поступков, проблемы и предпочтения. В результате появляется возможность эффективно взаимодействовать с потребителями через соцсети, контент-маркетинг и другие инструменты.

Тщательный анализ аудитории позволяет современному маркетологу перейти от усреднённого подхода к индивидуальному и построить более крепкие связи с клиентом. Например, с помощью индивидуальных предложений или персональной email-рассылки.


Как оставаться востребованным специалистом?

Технологические изменения создают вызов для профессии маркетолога. В связи с этим специалисты должны постоянно расширять и трансформировать свои компетенции. В первую очередь изучить, что происходит конкретно в вашей сфере бизнеса. Проанализировать ситуацию в других странах – как развиваются технологии, какие появились новые инструменты и что сейчас актуально.

Наладить общение с конкурентами для обмена знаниями и опытом. Время ожесточенной конкурентной борьбы – в прошлом, сегодня выигрывает тот, кто объединяется на пути к прогрессу.

Далее – инвестировать в собственное образование. Осваивать новые технологии по автоматизации и персонализации маркетинга, возможности сквозной аналитики, машинного обучения и т. д.


Резюме

От эры индустриальной эпохи до сегодняшнего дня профессия маркетолога претерпела значительные изменения. Из маркетолога, работающего по классической модели, она трансформировалась в специалиста с гораздо более широкой сферой деятельности.

Если раньше в компаниях существовало отдельное направление digital маркетинг, то теперь весь маркетинг стал цифровым. В связи с этим профессия маркетолога обросла многими новыми специализациями, например, такими как аналитик, performance-маркетолог, email-маркетолог и т.д. Набирают популярность и совсем новые профессии, такие как marketing technologist и marketing data scientist.

Задача всех этих специалистов мыслить широко и при этом действовать исходя из потребностей клиента. Ведь как сформулировал Питер Друкер: цель маркетинга – не продать продукт во что бы то ни стало. А узнать и понять клиента настолько, чтобы продукт точно соответствовал его потребности и продавал себя сам.



Оцените статью
Поделитесь с друзьями
Вы эксперт в
интернет-маркетинге?

Опубликуйте материал в нашем блоге

Содержание:
Будем на связи!